В последние годы стал особенно актуальным
индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако
содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё
недостаточно.
Гендерное
воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой
идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет
гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному
воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному
говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо
говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их
уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть
различными. Биологические половые различия несут с собой различные
эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает
необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с
первых дней жизни.
Неблагоприятным фактором полоролевой социализации
является и размывание границ мужественности и женственности в традиционном их
понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность,
стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость,
решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола,
т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может
привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо
справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Усвоение
в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности,
формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и
определённых способов поведения, характерных для того или иного пола, т. е.
процесс половой социализации – неотъемлемая часть общего социального развития,
которое протекает под влиянием взрослых и сверстников.
Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес.
Ученые О.Недригайлова, Ц.Какабадзе, В.Урицкая,
Н.Шишниашвили, И.Попов пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне
развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости
дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания. Ученые
С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков
большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание
предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки
любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них
лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться
играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.
Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они
начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у
мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть
бревно, мальчики по нему лучше побегают, будут соскакивать с него, в то время
как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от
этого удовольствие.
Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук
и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и
девочек.
По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с
мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более
высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости;
большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами
в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками:
большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к
статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1
кг.
У мальчиков лучше развита первая сигнальная система.
Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за
развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что
очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает
себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей,
поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно
ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению
правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся
подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.
Мальчишескую двигательную активность отличают:
простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность;
отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения,
преследования. Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными;
вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни,
пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем
«координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.
В
старшем дошкольном возрасте необходимо проводить полоролевые физкультурные
занятия.
Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет
серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в
педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и
воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и
женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь
различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это
развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки,
смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости.
Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы,
различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия.
Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы
друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются
физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо
мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я -
мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и
деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида
двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На
таких занятиях используем следующие методические приемы для учета половых
особенностей дошкольников:
1.
Различия в подборе упражнений только для
мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на гимнастической
стенке, выполняя вис, а девочки – с лентами).
2.
Различия в дозировке (например,
девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3.
Различия по времени (например, девочки прыгают
через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4.
Различия в подборе оборудования (например,
девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5.
Различия в обучении сложным двигательным
движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то
время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего
времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается
мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует разных
методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и
подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и
т.п.
6.
Пространственные ориентировки (например,
мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них
характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
7.
Распределение ролей в подвижных
играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
8.
Различия в требованиях к качеству выполнения
заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению
одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности,
затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности,
выразительности, грациозности).
9.
Расстановка и уборка снарядов (девочки
всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики
группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков
важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и
как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует
подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом
движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой,
кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
11. Чаще
напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как
они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники,
чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу,
имитации, словесным указаниям.
13. Учет
сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных
способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например,
девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом
годах, а мальчики – на седьмом году жизни.
14. Использование условных обозначений на
карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
15. Акцентирование
внимания детей на мужские и женские виды спорта.
На физкультурных праздниках необходимо устраивать
показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в
силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации,
двигательном творчестве.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только
половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как
иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской»
направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление
детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая
принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то
двигательной деятельности.
Воспитатель
должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать
педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную
тенденцию проводить подвижные игры с подгруппами детей. Для мальчиков: «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для
девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.
В
своей работе необходимо найти рациональные формы организации детей, обеспечить
и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.
Необходимо ориентироваться на реализацию принципа природосообразности,
дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их
психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого
поведения ребенка. Гуманизация образования предполагает, что в процессе
формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том
числе и пол. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе
одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании
мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых
особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную
деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления
личности, заложенный природой.
Литература.
1.
Анохина И.А. Система оздоровительной
работы в ДОУ. Ульяновск, 2005г.
2.
Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные
стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции. Личностное развитие специалиста в условиях
вузовского обучения. Тольятти, 2005г.
3.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два
разных мира. М., 1998.
4.
Микушева Т.В. Раздельное воспитание: за и
против. Обруч, 1998, № 6.
5.
Репина Т.А. Мальчики и девочки: две
половинки? Обруч, 1998, № 6.
6.
Татаринцева Н.Е. Педагогические условия
воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999г.
7.
Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и
девочек. С-П, 2001г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий