Туризм
(фр. tourisme от - tour – прогулка, поездка) – путешествие по своей стране или
в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными
задачами. (Словарь иностранных слов. – М., 1989).
Дошкольный
туризм решает не только воспитательно-образовательные задачи, но и
оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей,
способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков.
Планирование формы
проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов,
склонностей, возможностей. Наиболее универсальным видом активного отдыха для
всех членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления
здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех
основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности,
благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия
впечатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делают туризм одной из самых
привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.
Семейные туристические
походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в
результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца,
воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что
продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений
(ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует
совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость.
Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование
механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и респираторных
заболеваний.
Кроме того,
совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие
нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному
миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки
расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории
родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними
задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу.
Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие
родители только мечтают.
С приобретением опыта
походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в
природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и
затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У
детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт
показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к
возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя
максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из
создавшегося положения.
Таким образом,
семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и
походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный,
социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический,
познавательный и прикладной.
Самостоятельно дети
могут участвовать в путешествиях уже с трех-четырех летнего возраста. Начинать
нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на
даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом
могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети
приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в
двух- и многодневные походы.
Поход
– активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах,
велосипедах и т.д.).
Обычно в походах
выходного дня ставятся следующие цели:
·
оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и
работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
·
спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалификации,
физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике
действий в экстремальных ситуациях, подготовка к участию в категорийных
маршрутах);
·
познавательные (изучение родного края, знакомство с его
историческими и природными достопримечательностями);
·
развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы поваров,
знатоков природы, музыкальные и т.п.);
·
практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);
·
эстетико-романтические (художественно-творческая деятельность на
природе: рисование, сочинительство и т.п., встреча и общение с друзьями).
Общеизвестно,
что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между
всеми членами, как совместный активный отдых.
Комментариев нет :
Отправить комментарий