«Любовь к природе, впрочем, как и
всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С.
Соколов-Микитов).
Все
мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно
учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей,
а не губительной частью мира.
Все
начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно
раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная,
длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей. Все,
конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают
по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах
решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они
делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что
еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной
природы.
Природа
нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные
возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их
размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому.
Ознакомление
детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они
проживают.
Для того чтобы человек бережно относился к
природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о
природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней
безразлично.
Природа
с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, представляет большие
возможности, для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка
оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.
Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда
оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо
хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий.
Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.
Для
того чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно
направлять процесс ознакомления с ней. Ставя перед ребенком различные
познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения
интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные
наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае
взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях
ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать то, что он
увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы.
Если
нет возможности наблюдать какой-либо объект природы, картинка или фотография
должна быть четкой, крупной, реалистичной. А рассказ взрослого – интересным,
образным, не затянутым. У детей еще слабо сформированы понятия о времени,
величине. Используя в рассказе цифры (размеры, сроки, количество и т. п.),
необходимо провести аналогию на понятном материале, показать наглядно (гнездо
королька размером с теннисный мяч, а мидия за один час очищает столько морской
воды, сколько вмещается в трехлитровой банке и т. п.).
Все
новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа,
сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка. Маленькие
дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с
практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и
изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не
получился, обязательно удовлетворит малыша.
Можно
предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного,
организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки
помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему
его усвоению и запоминанию.
Движения
на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают
детей физически и укрепляют их здоровье.
Жизненная
позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях
основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека
происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь
человека: его поведение, поступки и экологическую этику. Умение наблюдать за
природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и
состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного
воспитания ребенка. Взрослый должен не только знакомить ребенка с природой, но
и учить относиться к ней бережно и внимательно.
Любовь
к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не
уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать,
охранять).
Современные
дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки
моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые
нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского,
повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший
заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно
посредством ознакомления с разнообразием удивительной природы нашего края сформировать
в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить
позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.
Литература:
1.
Николаева С.Н.
Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал для работы с
родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
2.
Николаева С.Н.
Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Новая школа, 1993. – 16
с.
Комментариев нет :
Отправить комментарий