В
настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с
различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом
развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том
числе инфекционно-вирусным инфекциям.
Такие
дети с большими усилиями преодолевают
трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизическими затратами
справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями
жизни и воспитания в дошкольном учреждении.
От
правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и
умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения,
выполняемые через левую и правую ноздрю. Улучшают функционирование мозга.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность
и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и
другим заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять
дыхательными мышцами, всячески их развивать.
Общеразвивающие упражнения являются прекрасным
средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят
упражнения, укрепляющие основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные
мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Но у детей
дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы
специальные дыхательные упражнения.
Точечный
массаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного
массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются
профилактикой простудных заболеваний.
Для
преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития
патологических состояний, укрепления здоровья в нашем дошкольном учреждении
проводится комплексная профилактическая работа. Наряду с общепринятыми
мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично
болеющих детей стали дыхательная гимнастика и точечный массаж.
Дыхательная гимнастика. Требования при проведении
- обеспечить проветривание помещения; дать детям инструкции об обязательной
гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Точечный массаж. Необходимо
объяснить ребенку серьезность процедуры и дать
элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
В
своей работе использую три комплекса точечного массажа и дыхательной гимнастики
по пособию К.К.Утробиной. Комплексы провожу на каждом физкультурном занятии
перед общеразвивающими упражнениями в течение трех месяцев. Продолжительность
каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и
дыхательной гимнастики, составляет 1-2 минуты. Во время выполнения комплекса
точечного массажа и дыхательной гимнастики предметы, используемые для
выполнения общеразвивающих упражнений, следует положить на пол. Каждое
упражнение повторяется 8-10 раз.
Первый
комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.
Соединить ладони, потереть ими вдоль до нагрева.
2.
Указательными пальцами, нажимать точки около
ноздрей.
3.
«Уколоть» указательным и большим пальцами, «клешней», перегородку носа.
4.
Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.
5.
Указательными и большими пальцами «лепим» уши снизу
вверх.
6.
Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта
указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая.)
7.
Вдох через нос, медленный выдох через рот.
Второй комплекс (декабрь, январь, февраль)
1.
Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до
нагрева.
2.
Слегка подергать кончик носа.
3.
Указательным пальцем массировать точку под носом.
4.
Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах
соединения губ.
5.
Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не
отклеились».
6.
Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со
звуком «М-м-м»
7.
Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем
снежинку».
Третий комплекс (март, апрель, май)
1.
«Моем» кисти рук.
2.
Указательным и большим пальцами нажимаем на ноготь
каждого пальца другой руки.
3.
Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
4.
Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
5.
Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к
подбородку.
6.
Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе
произносить звук «З-з-з».
7.
Несколько раз зевнуть и потянуться.
Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений
заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении
жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое
здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое
самочувствие.
Список литературы:
1.
Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. –
Волгоград: Учитель, 2009
2.
Утробина К.К. Занимательная физкультура для
дошкольников. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003
Обязательно начнем вместе с дочкой делать этот комплекс, очень интересный и простой.
ОтветитьУдалитьМолодцы!!! Рада, что мои советы вам пригодились!!! Эти комплексы делаем с мои воспитанниками в течении года. Результат хороший, дети меньше болеют простудными заболеваниями.
УдалитьДумаю,и взрослым этот комплекс не помешает!
ОтветитьУдалитьСовершенно верно!!!! Убедилась сама, когда выполняю комплексы с детьми - не болею!!!
УдалитьДобрый день. Обязательно воспользуюсь в своей практической деятельности предложенными комплексами дыхательной гимнастики. Уверена, моим воспитанникам очень понравится.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Наталья Михайловна! Рада, что моя публикация вас заинтересовала. Комплексами пользуюсь на протяжении нескольких лет, хороший результат, 3 минуты достаточно на комплекс, времени много не тратится. Удачи!
Удалить